Производители продуктов питания с широкой ассортиментной линейкой увеличивают объём экспортных поставок в СНГ, африканские страны и Грузию. В ближайших планах — открытие рынков Китая, Монголии и Анголы.
Рост экспорта
Объём экспорта растёт по традиционным направлениям: Белоруссия, страны Закавказья и африканский континент. Группа компаний «ЭФКО», по словам уполномоченного представителя, в 2023 году увеличивает поставки в 1,5 раза. Пункты назначения — около полусотни стран Европы, Азии, Африки, а также Мексика.
Представитель уточняет, что самые востребованные товары — это линейки растительных масел, рыбные консервы и продукты широкого потребления. В Армении, Грузии, Азербайджане майонезы бренда «Слобода» занимают более 30% рынка.
Иван Драган, логистический директор группы «Продо», оценивает рост экспортного объёма на окончание 2023 года в 20%. Бренды «Клинский» и «Омский бекон» уже имеют налаженные поставки в страны СНГ, ЕС и ОАЭ. По итогам этого года к ним присоединятся ещё два предприятия группы.
С осени 2023 года «Птицефабрика Сибирская» начинает работу с казахстанским рынком. В экспортном списке — мясные куриные полуфабрикаты. С аналогичной линейкой выходит на рынок Казахстана и Белорусии «Тюменский бройлер». В планах — развитие торгового сотрудничества Китаем и Монголией.
«Черкизово» обсуждает цены и условия поставок со странами африканского континента. Экспорт уже налажен в Бенин, Республику Конго и Гану. Прошло несколько поставок в Анголу. В 2023 году, по данным пресс-службы, экспортный объём превысит 110 тысяч тонн.
В странах Ближнего Востока спросом пользуется халяль: мясо птицы. На рынках Казахстана, Узбекистана и азиатских стран — птица, мясо свинины и колбасные продукты. Основная часть поставок в Китай — куриные лапки. Привлекательность китайского рынка — в больших объёмах и высокой стоимости.
Правительственная помощь
Со стороны государства упрощена процедура получения субсидий. Минпромторг говорит о расширении перечня стран, выбирающих российских поставщиков. В 2023 году к нему присоединились Мексика, Южная Корея, ЮАР и Марокко. В лидерах экспортного роста — металлурги, химия, фармацевтика и косметическая промышленность.
Представитель компании «Продо» отмечает существенное упрощение юридической процедуры выхода на новые рынки. Основные экспортные риски — это уменьшение цены зерна и масла, отражающееся на итоговой стоимости. Снижение стоимости — общемировая тенденция. Российские позиции на уже завоёванных рынках Турции, Китая и арабских стран в 2023 году укрепляются.