Жители России стали покупать меньше продуктов: таковы выводы исследования, проведенного Ассоциацией компаний розничной торговли. Согласно его результатам, люди начали отказываться от дорогостоящих товаров. В продуктовых корзинах остались в основном самые доступные позиции, а также те, без которых обойтись нельзя. При этом в онлайн-торговле показатели, наоборот, выросли на 42%; правда, по сравнению со стационарной торговлей оборот в этой сфере гораздо меньше.

 Уровень продаж продуктов в супермаркетах снизился на 5%. В то же время в обычных магазинах он немного повысился — примерно на 3%. Заметнее всего уменьшился спрос на газированные напитки: он уменьшился на 10%. То же касается творожных десертов и питьевых йогуртов. При этом на овощи, фрукты, крупы и пиво спрос существенно повысился.

Согласно данным Росстата, оборот торговых точек в прошлом году снижался максимум на 4,5%: это произошло в октябре. Несмотря на заметное уменьшение спроса, ситуация на рынке в целом не столь критична, как может показаться на первый взгляд. В среднем оборот снизился лишь чуть больше, чем на 1%.

Главная причина заключается в том, что россияне перестали покупать дорогие продукты. Они начали экономить и стали отдавать предпочтение более доступным товарам. 

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, в сокращении трат на еду признались около 35% россиян. 

 

Еще одна возможная причина — уменьшение количества обеспеченных покупателей, которые решили отправиться за границу. Кроме того, на текущую ситуацию мог повлиять и уход с российского рынка ряда зарубежных брендов, в том числе производителей популярных напитков. Эксперты утверждают, что заметно снижение спроса и на непродовольственные товары. В целом он упал примерно на 10,5%. 

Онлайн-торговля не понесла столь же серьезных потерь, как стационарная. Уровень продаж продуктовых товаров в этой сфере стабильно растет на протяжении уже нескольких лет — как минимум с 2020 года. При этом тенденция не изменилась даже в 2022 году. За 11 месяцев россияне потратили около 592 млрд рублей. Это выше даже аналогичных показателей 2021 года, когда объем расходов составил 417 млрд рублей. Для сравнения: оборот в сфере стационарной торговле в 2022 году составил чуть больше 38 трлн. 

Однако эксперты отмечают, что средний чек в онлайн-торговле при этом не вырос. Напротив, он даже сократился. Феномен объясняется не тем, что россияне тратят на интернет-покупки больше денег, а тем, что совершают их гораздо чаще.

Онлайн-торговля осталась в плюсе еще и потому, что продукты занимают 5 место по уровню востребованности (а в некоторых регионах, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, и вовсе первое). По мнению экспертов, это объясняется тем, что онлайн-торговля все еще не израсходовала свой потенциал, в отличие от стационарной. 

Заказы Акции Новый заказ Поставщики
Поиск